Архитектура европы 17 века.
ИСКУССТВО XVII и XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ -> Архитектура Беларуси

В XVII веке наступила эпоха государственности. Великие брожения предшествовавших столетий отлились в более или менее стабилизировавшиеся политические формы, внутри них отныне созревала и росла капиталистическая экономика.

Весь этот период заключен между двумя стадиально разными взрывами буржуазных революций: в начале его стоят нидерландская революция начала XVII века и английская 1648 года, в конце Великая французская революция 1789 года. Самая типичная для этой эпохи политическая форма абсолютная монархия, ее классический тип французское государство XVII XVIII столетий.

  • Крайне реакционный абсолютизмАбсолютизм (от лат.absolutos— безусловный)— период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. господствовал в Испании.
  • Одновременно существовала буржуазная республика в Голландии, сильная вначале, но затем Пришедшая в упадок.
  • Италия и Германия продолжали пребывать в состоянии раздробленности.
Духовная жизнь общества вступает теперь под новые созвездия. Невозможно выразить в единой формуле подспудно и постепенно совершавшиеся перемены в мироощущении людей, зависящие к тому же от очень многих причин, но приблизительно можно сказать, что изменилось понимание роли и места человеческой личности. Гуманизм Возрождения воспитал в людях представление о ценностиЦенность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человка, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой. личности, и это было необратимо. Но разлад между идеалами гуманизма и суровыми, мало зависящими от воли индивидуума законами общества стал очевиднее. К XVII столетию, наверно, уже мало кто мог бы всерьез верить пламенной декларации Пико делла Мирандола: человек сам творит себя и свою судьбу и волен подняться до степени существа богоподобного..

Человечество прошло с тех пор еще одну ступень исторического опыта и убедилось, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемости составляет очень характерную черту мироощущения наступившей эпохи.
Она больше не мыслит в категориях стабильности, как мыслили даже передовые умы Возрождения, не говоря уже о средних веках. Весь мир это вечные качели, говорит теперь Мишель Монтень. Даже устойчивость и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет беспорядочно и пошатываясь, хмельной от рождения, ибо таким он создан природою. Я беру его таким, каков он предо мной в то мгновение, когда занимает меня. И я не рисую его пребывающим в неподвижности. Я рисую его в движении.... Еще не пробуют осознать законы исторических изменений от эпохи к эпохе, но уже понимают, сколь все изменчиво. И сама личность не представляет чего-то постоянно равного самой себе, она тоже подвержена закону изменчивости от одного дня к другому, от минуты к минуте, как говорит Монтень. Она далеко не всесильна и, может быть, даже вовсе не является центром и вершиной мироздания (именно теперь Джордано Бруно высказывает страшную для церкви гипотезу о множественности обитаемых миров). Тот же Монтень отзывается о личности скептически: ...будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною.

Не всесильна и не совершенна, зато как интересна в своих меняющихся аспектах. Эти преходящие аспекты, которыми раньше пренебрегали, теперь стремятся уловить. Рембрандт в длинной веренице автопортретов показывает не одно, но десятки своих я, и в этом громадное отличие от ренессансных портретов, будь они работы Рафаэля, ван Эйка или Гольбейна, где человеческий лик закреплялся в синтетических, устойчивых состояниях, в неразложимой слитности его свойств. Теперь искусство стремится анализировать целое, называемое личностью, прослеживать его модификации. И, естественно, искусство начинает все больше заниматься средой, окружением человека, бытием того внешнего по отношению к человекЧеловек разумный (лат.Homo sapiens) (в биологии)— вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Человек, как биологический вид— предмет исследования физической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута.у мира, от которого он зависим.

Поэтому искусство тяготеет к конкретности отражения.

Именно отражения. Искусству всегда свойственно единствоЕдинство (др.-греч. , лат. Unitas)— такая взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему, в конечном счете,— в составе бесконечного во времени и пространстве мира. Материализм рассматривает единство мира, единство всех многообразных явлений как факт, который доказывается всей историей познания и деятельности людей в их материальности. Идеализм объясняет единство явлений только как идеальное единство, как результат целесообразной деятельности человека (духа, бога). познавательного и конструирующего начала, то есть оно одновременно отражает, познает мир, природу в широком смысле слова и создает вторую природу. Но акценты внутри этого единства исторически перемещаются.

В эпоху, о которой идет речь, искусство усиленно культивирует свою способностьСпособности— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М.Теплов. отражать больше, чем конструировать.

Все это, в сущности, есть дальнейшие выводы из эстетики Ренессанса, но вместе с тем и отталкивание от Ренессанса и начало чего-то принципиально иного.



идеи, принципы и направления в Австрийской архитектуре, от архитектуры эклект...
Курс истории архитектуры С.Л. Агафонова

Вернуться в раздел

© 2016г. Архитектура 18 века в России